Все, везде и сразу
Часы с рекордным количеством усложнений всегда становились большим событием в кругу знатоков и коллекционеров. Начиная от часов Марии-Антуанетты, изготовленных Авраамом-Луи Бреге, или часов для Генри Грейвса от Patek Philippe и заканчивая современными «дуэлями» по комплектации разнообразного функционала: например, Grandmaster Chime, насчитывающий 20 усложнений, который Patek Philippe до сих пор благополучно переиздает год за годом в различном исполнении, или Vacheron Constantin Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600 c 23 усложнениями, преимущественно астрономическими.
Это явление никогда нельзя было назвать «трендом», потому что изготовить суперсложный механизм всегда было прерогативой хорошо оснащенных мануфактур и опытных мастеров. Независимые мастера-одиночки или камерные ателье сегодня предпочитают привлекать внимание публики собственными изобретениями или необычным дизайном, а попытками запихнуть в корпус десятки классических усложнений.
Есть и еще один недостаток у таких моделей: эти часы явно не подходят для посиделок в теплом кругу друзей. Мало того, что сам механизм, состоящий из сотен микрокомпонентов, является весьма хрупкой конструкцией, так еще и корпус как правило превышает параметры того, что можно назвать «удобным для носки». Например, диаметр того же Patek Philippe Grandmaster Chime составляет 47,7 мм, а толщина 16 мм. Само собой подразумевается, что это часы для бережного хранения в сейфе с последующей передачей благодарным потомкам.
Похоже, именно все эти предубеждения в 2023 году постарался развеять Audemars Piguet, представив Code 11.59 by Audemars Piguet Ultra-Complication Universelle (также известные как RD#4), заслуженно получившую «Золотую Стрелку», наивысшую награду Женевского Часового Гран-При (GPHG).
В новом калибре AP1000, ставшим четвертым по счету произведением департамента Research & Development мануфактуры из Ле Брассю, собрано 23 усложнения. Немного непонятно поначалу, откуда столько набралось, учитывая, что в часах нет астрономии, а только стандартный набор, включающий парящий турбийон, вечный календарь, минутный репетир и flyback–хронограф, но тут вопрос в том, как считать. Например, в хронографе отдельно котируются функции «сплит» и «флайбек», а в репетире стоит различать Grand Sonnerie и Petit Sonnerie. Впрочем, этой модели уже посвятили множество подробных обзоров, так что остановимся на самой сути – все эти усложнения элегантно уместились в корпус Code 11.59 диаметром 42 мм и высотой 15,5 мм (лишняя толщина появилась за счет дополнительной задней крышки, обеспечивающей резонанс звучания репетира). Технический директор Audemars Piguet Джулио Папи сразу заявил, что когда он приступал к работе над RD#4 в 2016 году, его цель и заключалась в том, чтобы создать «самые сложные повседневные часы». Можно сказать, цель достигнута, если кому-то не жалко за такую повседневную модель от 1 450 000 франков (версия со сплошным циферблатом) до 1 600 000 франков (цена за скелетон).
Самую сложную модель собственного сочинения представил в 2023 году и Константин Чайкин. Его «Звездочет» (Stargazer) был изготовлен в единственном экземпляре специально для аукциона Only Watch, но поскольку мероприятие в этом году было отменено, мастер привез часы живьем на выставку Dubai Watch Week. Усложнений здесь меньше, функции размещены на двух циферблатах по обеим сторонам корпуса – так Konstantin Chaykin еще пока и не Audemars Piguet. Зато среди 16 усложнений модели есть уникальная индикация азимута восхода и захода Солнца, на которую подан патент – хотя сегодня слово «азимут» знают наверное только туристы, моряки и учащиеся средних школ. Среди других усложнений Stargazer – турбийон, индикация сидерического (звездного) времени, зодиакальный календарь, продолжительность дня и ночи, указатель солнечной активности, фаза Луны и фирменная улыбка «ристмона», в которой поместился указатель дня недели. Начальная цена на модель была заявлена 150 000 франков. Впрочем, сам их создатель заявил, что продавать именно эти часы он не собирается. Тем не менее, можно прогнозировать, что в следующем году наверняка многие бренды представят свои версии самых сложных механизмов по принципу «все в одном», причем, в современном оригинальном решении.
Go back