Время под колпаком
Символично, что именно в этом году на Женевском часовом Гран-при (GPHG) впервые в истории конкурса появилась отдельная категория для интерьерных часов. Появилась она благодаря настойчивым просьбам самих независимых мастеров (в первую очередь академиков AHCI, например, Мики Элеты), а также ценителей крупной механики, которые тоже хотели отметить выдающиеся экземпляры заветной статуэткой. В прошлом году был даже кулуарный скандал, когда большие часы Svemir от Элеты и UFO от Ulysse Nardin были номинированы в категории «исключительная механика», где довольно странно состязались с турбийонами, минутными репетирами, ультратонким концептом Piaget и импульсным хронометром Ледерера – та еще солянка получилась. В итоге организаторы Гран-при решили навести порядок и все-таки выделить для настольных часов отдельную весовую категорию.
Правда, теперь понятно, что в 2022 году в ней уже практически сразу определился и победитель. Если, конечно, мануфактура Jaeger-LeCoultre решит выставить оба своих новых Atmos на конкурс (а почему бы и нет?), то наверняка большинство академиков и членов жюри сердцем проголосуют за долгожданное возвращение культовой модели. Собственно, Atmos всегда был неразменной козырной картой Jaeger-LeCoultre. Считается, что у каждого ценителя часовой механики в кабинете должен стоять как минимум один такой исключительный экземпляр вечного двигателя, питающего пружину энергией исключительно от разницы температур в помещении.
«Революция» дизайна Atmos в XXI веке произошла, когда появилась знаменитая «банка», придуманная дизайнером Марком Ньсоном, на десятилетие занявшая титул бестселлера. Так полностью изменился дизайнерский облик этих часов – вместо классического настольного экстерьера пришла максимальная открытость и прозрачность. Что касается механики, то здесь мастера до последнего не решались на радикальные эксперименты.
После появления коллекции Hybris Mechanica в нее уже задним числом была зачислена модель 2003 года Atmos Mysteriouse, которая отличалась тем, что сама мембрана и пружина не были видны под циферблатом, а прятались в основании часов. И хотя в линейке «дерзкой механики» годами велось соревнование между Master и Reverso, формально отсчет начался именно с Atmos. И в 2022 году он вновь к нему возвратился.
В 2022 году Jaeger-LeCoultre представила две новые версии Atmos, представляющие полярные взгляды: лаконичную простую Infinite и сверхсложную Tellurium. Что касается дизайна, то обе модели сделаны еще аскетичнее, чем банка Ньюсона: на основание модуля с механизмом просто надет ровный стеклянный колпак, не искажающий и не закрывающий ни единой детали устройства часов. Таков новый стиль. Даже не надо придумывать никаких качающихся стеклянных колб, как у Ulysse Nardin, все должно быть ровно и открыто.
Внутри Infinite установлен калибр 570, показывающий часы и минуты на строгом циферблате-ободе, сочетающим сталь и темно-синюю эмаль.
Что же касается Tellurium, она же Atmos Hybris Mechanica Calibre 590, то это самая сложная модель в истории коллекции. Ее механизм калибр 590 представляет собой теллурий, то есть гелиоцентрическую модель, демонстрирующую в реальном времени вращение Земли вокруг Солнца, составляя полный тропический год (365,2466 дней). Причем, вокруг земной полусферы, красочно разрисованной эмалью, вращается сфера спутника, показывая тем самым и смену лунных фаз в полный синодический месяц (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2 секунды). У отметки «6 часов» находится указатель месяца, а внутри циферблата прячется еще один красочный диск с индикацией зодиакального календаря.
Цены вполне достойные. Atmos Infinite выпущен неограниченным тиражом и стоит 13 000 евро (подразумевается, что модель придет на смену Atmos 568 by Marc Newson), тогда как Atmos Tellurium будет выпущен к количестве всего 10 экземпляров по цене 500 000 евро.
Go back