Снова в игре
Часовая история XXI века заполнена примерами брендов, взлетевшими ярко, но кратко. Окрыленные успехом первых коллекций, которые получали хорошую прессу и благосклонное внимание ценителей механики, основатели новых проектов начинали безрассудно вкладываться в расширение производства, увеличение объема выпуска и роскошные мероприятия для повышения узнаваемости. При этом, рынок уже в 2010 году оказался перегрет часовыми новинками, многие владельцы бутиков думали, как избавиться от стоков, а не браться за новые рисковые бренды. К сожалению, даже более стабильные и успешные марки, которые вовсе нельзя было причислить к «однодневками», тоже постигла судьба быть постепенно оттесненным на периферию истории. Причина – отсутствие ясной и четкой стратегии и понимания образа бренда в глазах современного клиента.
Яркий тому пример – Parmigiani Fleurier. Казалось бы, с этой мануфактурой по определению ничего плохого произойти не может. Бренд был основан в 1996 году Мишелем Пармиджани, одним из самых известных мастеров современности, автором собственных калибров и усложнений. Вскоре владельцем компании стал Фонд семьи Sandoz, один из богатейших в Швейцарии, что гарантировало бренду финансовую независимость, а самому мастеру – свободу творчества. В начале тысячелетия часы Parmigiani признавались одними из самых элитарных на рынке, а за моделями вроде Bugatti охотились коллекционеры. Затем сам Мишель Пармиджани постепенно отошел от дел, сосредоточившись только на реставрации старинных часов. В результате каждая последующая коллекция оказывалась менее внятной, чем предыдущая. К 2019 году, несмотря на мощные инвестиции в собственное производство, включая выпуск спиралей, бренд был полностью убыточным, а его доля на рынке стремительно сокращалась. Тогда в 2020 году Parmigiani Fleurier возглавил Гвидо Террени, до этого много лет успешно руливший часовым подразделением Bvlgari. Первое, что он сделал – прекратил выпуск всех коллекций. И создал абсолютно новую модель, получившую название Tonda PF. Часы в энергичном корпусе, разработанном на принципе «золотого сечения», были рассчитаны на 30-40-летних клиентов. На основе базового трехстрелочкника с мануфактурным калибром быстро появились Tonda PF Skeleton, Tonda PF Tourbillon и Tonda PF GMT Rattrapante, отмеченная Женевским Гран-При. Возможно, рано или поздно Гвидо Террени придется выйти за рамки концепции Tonda, но пока что она сумела вытащить бренд из болота забвения.
Резкое сокращение коллекций и концентрация на самых успешных проектах – безотказный рецепт успеха для буксующей марки. Это показывает другой пример Greubel Forsey. Мануфактура была основана в 2004 году двумя партерами: французом Робером Грюбеем и британцем Стивеном Форси. По сути, у нее было два направления. Центр разработки сложной механики CompliTime, к услугам которого прибегали многие другие марки, например, Richard Mille и Harry Winston, и сам часовой бренд Greubel Foesey. За пятнадцать лет существования он прославился многими интересными «кунштюками», но по сути имел не более полусотни верных клиентов по всему миру. В 2020 году Робер Грюбей пригласил в качестве нового управляющего Антонио Кальче, чтобы тот придал марке хоть какой-то коммерческий импульс. Тот сразу предложил сосредоточиться на выпуске одной из самых успешных и ярких моделей бренда – GMT, причем, разработать ее новую спортивную версию с более демократичной ценой от 150 000 франков, чтобы расширить аудиторию марки.
Наконец, самый оригинальный ребрендинг произвел Мануэль Эмш для Louis Erard. Этот бренд швейцарской доступной механики приобрел в 2004 году предприниматель Алан Спинеди, который одно время пытался с переменным успехом превратить его в конкурента Oris, только более классического. Одной из самых популярных моделей Louis Erard того периода была Regulateur с тремя независимыми стрелками. Однако вскоре у марки возникли проблемы, связанные с отказами в поставках калибров ЕТА независимым брендам, укреплением франка и прочими факторами, не дающими возможности конкурировать в сегменте доступной механики. В результате в 2019 году Спинеди призвал на помощь Эмша, известного своей креативностью – ведь тот ранее сумел раскрутить Jaquet Droz, а затем Romain Jerome проектами, связанными с искусством. Эмш и здесь придумал оригинальную идею. Взяв за основу всю ту же коллекцию Le Regulateur, он превратил ее в череду разовых коллаборацию с различными художниками и дизайнерами: от Алена Зильберштейна до ателье oi и Кари Вутилайнена. При том, что в часах установлены те же ЕТА Sellita, лимитированные выпуски по 6000 франков разлетаются, как горячие пирожки. Между прочим, в 2023 году выйдет совместная серия Louis Erard с Константином Чайкиным.
Go back