Скорость улитки
Современные часовщики стараются максимально повысить скорость работы баланса. Хотя иногда разумно его наоборот замедлить.
Можно спросить любого ценителя механики, и он, не раздумывая выдаст фразу, почерпнутую из пресс-релизов и часовых журналов: «Чем выше скорость работы баланса – тем точнее ход механизма». Отчасти это правда, потому что очевидно, что на больших скоростях повышается изохронность – иначе кварцевые часы, выдающие тысячные цифры колебаний в секунду, не победили бы механические, во всяком случае в том, что касается суточной погрешности. Но в этом-то все и дело. Понятно, что ни один механический баланс со спиралью никогда не достигнет показателей пьезоэффекта кварца. И он всегда будет выдавать отклонения. Так зачем заставлять механизм работать на износ, когда его наоборот можно притормозить и дать возможность «накопить силы». Если вспомнить, то долгое время в карманной и наручной механике вполне приемлемым считался стандарт 18 000 пк/час, то есть 3Гц. Разгонять его до 4-х и даже 5-и Гц амбициозные мануфактуры бросились только в конце ХХ века.
А ведь можно и еще медленнее. Например, глядя на недавнюю премьеру MB&F LM Sequential EVO с двойным хронографом, сразу вспоминается и другой нашумевший «близнец» трехлетней давности - Vacheron Constantin Traditionnelle Twin Beat Perpetual Calendar. Революционное изобретение заключалось в том, что в калибре 3610 QP было два независимых баланса, и владелец мог переключать механизм с одного на другой. Один работал на серьезной частоте 36 000 пк/час (5Гц) и предназначался для точности хода при частом использовании часов. Другой еще колебался на частоте 1,2Гц (8640 пк/час). Точность хода, естественно снижалась до +/- 7 секунд в сутки, зато запас хода феерически возрастал до 65 суток. Таким образом владелец мог оставить часы без внимания на пару месяцев, а они бы не остановились, а лишь отстали на несколько минут – что критически важно для капризного механизма вечного календаря.
Но есть и мастера, которые используют сверхмедленный баланс и в качестве основного. Например, в Мартин Браун еще в 2013 году представил модель Slowrunner для своего бренда Antoine Martin. Огромное балансовое колесо диаметром 24 мм совершало лишь одно колебание в секунду, то есть механизм функционировал на скорости 7200 пк/час или ровно 1Гц.
Голландские братья-часовщики Гронфельды также используют одногерцевый баланс для своей самой известной коллекции Gronefeld One Hertz Jumping Hour, но, в отличие от механизму Брауна, тут все не просто, а наоборот гораздо сложнее. На самом деле, в часах установлен традиционный баланс со скоростью 18 000 пк/час, но с механизмом «мертвой секунды». И братья не стали добавлять еще один «делитель» в системе ремонтуара (как делает, например, Франсу-Поль Журн), а придумали специальный ремонтуар, который искусственно замедляет баланс, добиваясь той самой скорости в 1Гц, необходимой для естественного хода «мертвой секунды».
И, наконец, нельзя забывать, что самый медленный, и, при этом, самый эффективный из современных механических балансов – это, конечно же, Atmos от Jaeger-LeCoultre. Огромное колесо, горизонтально подвешенное на проволоке (которая является аналогом спирали) делает всего лишь два полуколебания в минуту. При такой улиточной скорости и отсутствии потерь на трение, не удивительно, что механизм оказывается максимально энергосберегающим, и изменение температуры в комнате всего на один градус, сразу обеспечивают ему два дня работы. К сожалению, наручного аналога этому чуду пока так и не придумали.
Go back