Секретное искусство
Создание миниатюры на часовом циферблате – это редчайшее искусство. Речь идет конкретно о «миниатюрной живописи», где художник использует только кисточки и краски без вспомогательных контуров вроде выемчатой или перегородчатой эмали или различных штампов и пантографов. Именно поэтому часы с авторской миниатюрой (которая нередко делается на заказ) считаются настоящим произведением искусства, чье ценность с годами будет только возрастать. А имена художников, создающих такие миниатюры, известны наравне с именитыми брендами, с которыми они сотрудничают. Как, например, легендарная Анита Порше, создавшая коллекционные циферблаты Patek Phillipe и получившая персональную награду за вклад в часовое искусство вместе со своей коллегой Сюзанной Рор. Можно вспомнить также Миклоса Меркзеля, придумавшего расписывать оборотные циферблаты Reverso, и Андре Мартинеса, чьи миниатюры принесли первую славу Bovet двадцать лет назад.
Можно подумать, что расписанный вручную циферблат – это прерогатива крупных мануфактур с широкими возможностями. Отчасти так и есть: прикладные миниатюристы работают долго и кропотливо, а кушать в это время что-то надо. Поэтому ценителям художественных часов приходится выбирать, либо вставать в очередь за произведением искусства от именитого бренда, либо довольствоваться более демократичным вариантом, произведенным упрощенным способом (некоторые смелые часовые марки не брезгуют и фотопечатью, выдавая ее за ручную роспись).
Поэтому сделанные вручную циферблаты, где хорошо известно имя мастера, их сотворившего – ныне на вес золота. Например, любой независимый бренд с гордостью отметит, что гравировка циферблата сделана голландцем Кисом Энгельбартсом или американцем Джошуа Шапиро. А что касается эмальерной миниатюры, то здесь восходящей звездой считается француз Филипп Жакен-Раво.
Пока что он гордый независимый мастер, который работает в одиночку в мастерской в пригороде Лиона, расположенной в здании бывшей булочной. Миниатюрная живопись всегда была призванием Филиппа. Забавно, что после окончания школы искусств в Лионе он несколько лет работал на офтальмологическую фирму, вручную расписывая радужную оболочку для искусственных глаз. Однако его давней страстью была флора: в 2007 году художник представил серию «36 деревьев» с миниатюрными изображениями, выполненными в стиле ботанических рисунков XVIII века. Эта серия была отмечена искусствоведами, что в итоге привело художника к идее росписи часовых циферблатов – заказчики стеклянных глаз вряд ли бы оценили подобную вольность. Так что в 2018 году Жакен-Раво открыл собственное ателье, которое назвал Manufacto.
Его первым «именным» проектом стало сотрудничество с французским эксклюзивным брендом XRby, занимающимися художественно-часовыми коллаборациями. Кстати, этот дом дает отличную возможность познакомиться с современными талантливыми миниатюристами. Циферблат XRby Philippe Jacquin-Ravot Umbrella Pine украшен изображением средиземноморской пинии (Pinus pinea), взятым из серии «39 деревьев». Диаметр титанового корпуса составляет 41 мм, внутри работает калибр ASE 200.00 с микроротором. Серия ограничена 7 экземплярами, каждый циферблат расписан мастером вручную. А новейшим достижением художника стал циферблат с изображением иллюстрации из книги Северина Ржевуского для польского бренда Блоне (Błonie). История этой марки может заинтересовать тех, кто увлекается винтажными часами и необычными европейскими брендами. Błonie была основана в 1950-х в одноименном городе в Польше, причем как мануфактурное часовое предприятие (только часть компонентов завозилась из СССР). В 2003 году компания была объявлена банкротом, а в 2014 – вновь возродилась, произведя полный ребрендинг.
Об источнике вдохновения для циферблата тоже стоит сказать особо: в начале XIX века польский аристократ Вацлав Северин Ржевуский совершил длительное путешествие по странам Ближнего Востока и Аравийского полуострова. Видимо, больше всего путешественника интересовали скачки и выездка, потому что он написал по возвращении целый трактат «Sur les chevaux et provenants des races orientales» («О лошадях восточных пород»), дополненный более 400 собственноручно выполненных иллюстраций.
Модель Rzewuski Manuscript пока только анонсирована, но она определенно заслуживает внимание тех, кто любит интересные истории о путешествиях и подлинное искусство.
Go back