Реальные инновации IWC
Премьера не убиваемых Big Pilot's Watch Shock Absorber XPL заставляет задуматься – куда же все-таки развивается мануфактура из Шаффхаузена?
Ценители часовой механики любят постоянство. Как известно, нет ничего хуже для бренда, не важно, с вековой или недавней историей, чем, если его начинает мотать из стороны в сторону от одной концепции к другой. Семейство Штернов, купившее в 1930-х годах Patek Philippe, не рубило под корень наследие Адриена Филиппа, а лишь аккуратно проредило и так загибающиеся коллекции. Также как смерть Ханса Вильсдорфа никак не сказалась на законсервированном облике Rolex Oyster. В то время как IWC Schffhausen, как, впрочем, и многим историческим швейцарским домам, повезло значительно меньше с самоидентификацией. У марки есть важный актив – культовые узнаваемые линейки, появившиеся в разные моменты истории. Основу заложили Portugieser в 1920-е, затем Pilot Watch, появившиеся во время Второй мировой, послевоенные индустриальные Ingenieur, и, наконец, модели конца столетия – сверхсложный Da Vinci, повседневный Portifino и примкнувший к ним факультативно Aquatimer. С тех пор, к чести своей, надо отметить, IWC не пыталась удивить публику каким-то новым диковинным продуктом, разумно предпочитая экспериментировать на проверенной базе ХХ века.
Но, кажется, в последние годы с этой базой стало твориться что-то странное. Дело в том, что во второй половине прошлого столетия IWC заработала себе прочную репутацию новатора. Причем, как в механике, так и в материалах корпуса и дизайне, но в первую очередь все-таки – в механике. Начиная от изобретений Альбера Пеллатона, модифицировавшего модуль подзавода и спуск для Inge, и заканчивая легендарным Куртом Клауссом, имя которого известно каждому часовому коллекционеру. После его вечного календаря и других усложнений для линейки Da Vinci мануфактура IWC вкатилась в третье тысячелетие с огромной форой перед другими брендами.
И какое-то время марка пыталась поддерживать это преимущество. Важной вехой казался запуск в 2011 году астрономических часов IWC Portuguese Siderale Scafusia с турбийоном и огромным набором эзотерических функций вроде точной карты звездного неба с годовым вращением – по коллекционной значимости этот экземпляр вполне мог соперничать с Hybris Mechanica от Jaeger-LeCoultre. Затем были озвучены планы по строительству нового здания мануфактуры в Мерисхаузене (открытие состоялось в 2018 году), с тем, чтобы развить линейку двух собственных базовых калибров: хронографа, который был запущен, и трехстрелочника, выпуск которого так и был отложен на неопределенное время. Оказалось, что современная философия IWC довольно всеядна в плане механики: от супер-элитных собственных калибров с 7-дневным запасом хода до простеньких «моторчиков» на ETA и Sellita, которые все-таки дешевле, чем линия собственного time-only. Это широчайшее позиционирование вызывает вопросы у клиентов (что именно они покупают: эксклюзивную механику или массовый продукт?), но, главное, никто не заметил, что последние десять лет у IWC по сути не было ни одного значимого механического прорыва.
В прошедшие двадцать лет все существенные инновации IWC касались устройства корпуса, причем, повышения его экстремальных характеристик. В первую очередь надо вспомнить GST Deep One, представленную накануне нового века в 1999 году. Эти часы были оснащены революционным для своего времени глубиномером с трубкой Будрона и дали новым импульс развитию линейки Aquatimer, бывшей до этого нелюбимым ребенком в семействе IWC. Далее последовали прочие изобретения для противоударности для коллекции Ingenieur (объявленной ныне «гоночной»). В 2015 году IWC представил долгожданную «инновацию» Pilot Watch Timezoner с предельном простым индикатором мирового времени одним вращением безеля, но, как быстро выяснилось, патент на это устройство был выкуплен у Vogard. Кажется очевидным, что у IWC сейчас нет своего креативного инженера.
Поэтому его отсутствие приходится компенсировать созданием некоего «экспериментального отдела» на мануфактуре, как назвал новое подразделение глава компании Кристоф Грейнджер-Херр. Первым его детищем стал представленный в 2021 году Big Pilot's Watch Shock Absorber XPL с запатентованной системой амортизации ударов SPRIN-g Protect, способной противостоять нагрузкам свыше 30 000G. Такие показатели не снились ни одним современным наручным часам, но вряд ли они заставят владельцев G-Shock или Richard Mille кусать локти от зависти. Ведь клиенты этих марок точно знают, для кого создаются их часы. А вот понимают ли это современные коллекционеры IWC?
Вернуться назад