Пикассо автоматонов
Последним обладателем специального приза жюри женевского Гран-При стал Франсуа Жуно – создатель Fontaine aux Oiseaux для Van Cleef&Arpels и знаменитых механических андроидов.
Когда-то автоматоны – механические приспособления с движущимися фигурками, чаще всего под музыку, считались национальной гордостью швейцарских мастеров. Причем, не обязательно они должны были дополняться часовыми механизмами. Сам по себе миниатюрный ансамбль, способный с помощью заводного ключа и пружины, разыгрывать целый спектакль, уже считался развлечением, достойным королей. Можно вспомнить легендарного Пьера Жаке-Дроза – мастера XVIII века, знаменитого не столько своими настольными часами, сколько реально движущимися фигурами, способными выполнять довольно сложные операции. Сейчас мы бы сравнили их с механическими роботами.
Когда в начале третьего тысячелетия концерн Swatch Group приобрел права на бренд Jaquet Droz, по словам его первого президента Мануэля Эмша, у него была одна цель – возродить славу марки именно как производителя сложных автоматонов. Этого удалось добиться в 2010 году, когда Jaquet Droz представил сенсационную модель «Александр Пушкин». Уменьшенная копия великого поэта, вооружившись пером, выводила строчки на бумаге. Причем, в память автоматона было «загружено» 24 слова, комбинируя которые, он мог сочинить 1458 оригинальных двустишия. На тот момент, да и сейчас «Пушкин» считается самым сложным механическим андроидом.
Все поздравляли Jaquet Droz и Мануэля Эмша (который, кстати, вскоре покинул бренд и Swatch Group и перешел в Romain Jerome), но только специалисты знали, что на самом деле за филигранной механикой «Пушкина» стоит Франсуа Жуно – скромный мастер автоматонов из Сен-Круа, на тот момент единственного в своем роде в Швейцарии. На создание уникального шедевра для Jaquet Droz мастеру потребовалось целых пять лет.
По словам самого Жуно, ему никогда не хотелось заниматься ничем другим, кроме автоматонов, с тех пор как он закончил техническую школу и познакомился с реставратором Мишелем Бертраном. После чего Жуно также получил художественное образование в Лозанне и в 1983 году друзья открыли маленькое ателье в Сен-Круа в горах на границе с Францией.
Первый громкий успех пришел в 2000 году, когда Жуно представил композицию Tapis Volant («Ковер-самолет»), изображающую турка, сидящего на ковре и пьющего кофе. А после сенсационного сотрудничества с Jaquet Droz к услугам Жуно стали обращаться и другие люксовые бренды. Постоянным заказчиком мастера является парижский дом Van Cleef & Arpels. Хотя трудно назвать это сотрудничество «постоянным». Парижский дом не заваливает публику автоматонами, да и сам Жуно, как и двадцать лет назад, работает, как настоящий швейцарский луддит: в его ателье в Сен-Круа трудится всего пять мастеров (включая двадцатилетнего племянника мастера), которые могут выполнять не более пяти шедевров механики за год.
Так, в 2016 году Van Cleef & Arpels при участии Франсуа Жуно представил роскошный ювелирный автоматон La Fee Ondine. При заводе механизма поверхность кувшинки начинала колыхаться, водяная лилия раскрывалась, обнаруживая внутри порхающую бриллиантовую бабочку, сама фея с хрустальным лицом тоже начинала махать крыльями. Все представление длилось около минуты.
Спустя шесть лет в 2022-м появился не менее впечатляющий Fontaine aux Oiseaux – также с колыхающейся водной гладью в бассейне, раскрывающимися кувшинками и летающими стрекозами, а еще поющими птицами. Не удивительно, что именно этот уникальный экземпляр, стоимость которого оценивалась от 5 до 10 миллионов франков, сразу получил приз в категории «Большие часы», впервые введенной как раз в прошлом году. Так что, наконец, Франсуа Жуно, которого в Швейцарии давно называют «Пикассо автоматонов» заслуженно стал дважды триумфатором.
Go back