Королева усложнений
Единственная женщина, вписавшая свое имя в историю современных часовых изобретений – Кароль Форрестье.
В 2021 году премию музея Ла-Шо-де-Фона Prix Gaïa, которую называют «часовой нобелевкой» получила Кароль Форрестье-Казапи. Очевидно, что за свою долгую творческую жизнь она соберет все возможные часовые награды, учитывая, что персональный Grand Prix de Geneve «за вклад в часовое искусство» Кароль получила еще в 2012 году. И на сегодняшний день она является одной из фигур в инновационной часовой механике.
Нельзя сказать, что в современной часовой индустрии мало женщин. В топ-менеджменте – много и с каждым днем все больше «железных леди» встают у руля вековых мануфактур. В отделах производства, сборки, финиширования и тестирования – сплошные дамы. Даже считается, что женщины более спокойные и сконцентрированные и поэтому более склонны к кропотливой и аккуратной работе с миниатюрными часовыми деталями. Но почему-то среди инженеров и изобретателей почти не встретишь женских имен. Хотя девушки регулярно пополняют ряду студенток школ Wostep или технического университета Лозанны, почему-то такая фигура как Кароль Форрестье появляется раз в несколько поколений.
Сама она рассказывает, что с детства хотела заниматься именно часовым делом, поскольку выросла в семье потомственных мастеров: ее отец и брат и даже мать работали в часовой индустрии. Но Кароль не интересовали прикладные искусства – она хотела быть именно инженером. Поэтому в 16-летнем возрасте переехала из Парижа в Ла-Шо-де-Фон, где поступила в часовую школу, а после сразу отказалась на стажировке в Renaud et Papi. Талантливую девушку быстро заметили и уже в 1999 году пригласили в Cartier в зачаточный отдел разработок механики. Параллельно устроилась ассистенткой самого доктора Людвига Охслина на Ulysse Nardin и вместе с ним принимала участие в разработках всех революционных изобретений рубежа веков – кремниевого спуска Freak, а также универсального модуля вечного календаря. Опыт работы с Охслином стал переломным для Кароль.
Когда ей предложили возглавить новый инновационный отдел Think Tank на мануфактуре Cartier, то она использовала все наработанные идеи на полную катушку. Кремниевые технологии привели к появлению феерических концептов ID One и ID Two, а модуль Охслина натолкнул Кароль на создание собственного механизма Cartier Rotonde de Cartier Astrocalendaire с «механическим компьютером», в котором передачи вечного календаря образуют единую вертикальную передачу, соединенную сложным алгоритмом.
Еще одним знаменитым изобретением Кароль Форрестье для Cartier стал Rotonde de Cartier Astroregulateur, ставший в 2010 году реальной альтернативой турбийону. Ее запатентованная антигравитационная система представляла собой единый комплекс из баланса, регулятора и секундной стрелки, расположенный непосредственно на секторе автоподзавода и связанный с механизмом двойным дифференциалом – еще одним запатентованным изобретением. Усилиями Кароль Форрестье в 2010-х годах Cartier стремительно превратился в одну из самых авторитетных часовых мануфактур, регулярно радующую коллекционеров новыми изобретениями. Тогда же Кароль вышла замуж, прибавив к фамилии Казапи. Примечательно, что супруг ее не имел отношения к часовому делу, а занимался установкой окон.
К сожалению, в последние годы Cartier вновь решил сменить курс, закрыв направление сложной механики. Think Tank был распущен, а Кароль оставалась практически на почетной должности, курируя предыдущие изобретения. Но в 2020 году Фредерик Арно, возглавивший TAG Heuer, предложил ей должность начальника департамента механизмов мануфактуры. Сможет ли Кароль Форрестье-Казапи развернуться здесь во всю силу своего таланта и насколько это назначение повлияет на политику TAG Heuer – узнаем совсем скоро.
Go back