Коллекционные Инь и Ян
Сегодня Patek Philippe и Rolex в значительной степени определяют лицо мирового рынка часов. От их благополучия во многом зависит стабильность на этом рынке.
Пути развития обоих грандов, их жизненная и творческая философия сильно отличаются друг от друга. Тем не менее, именно эти два бренда являются главным источником интереса для всех, кто любит классическую часовую механику: коллекционеров, инвесторов и просто владельцев престижных часов.
Кризисный 2020 год показал сильные и слабые стороны обеих компаний и то, как они преодолевают сложную ситуацию. Несомненно, главным победителем из пандемии вышел Rolex – за прошлый год из-за остановки швейцарских фабрик объем производства гиганта упал на 19% (где-то с миллиона экземпляров до 800 000), а оборот на 14%, однако на фоне всех прочих Rolex удалось увеличить долю на рынке до 24,9% по сравнению с 22% в 2019 году. С большим отрывом от Rolex идут Omega и Cartier, едва достигнув планки в полмиллиона проданных моделей.
Секрет успеха Rolex прост. Во-первых, компания уже полвека не делает ничего принципиально нового, лишь улучшая и вылизывая до совершенства свои существующие модели. Во-вторых, Rolex – единственная мануфактура в Швейцарии, которая демонстративно предпочитает роботизированные линии классическому ручному труду. На новой фабрике в Бьенне жужжат сотни компьютеризированных станков, для обслуживания которых достаточно пары операторов. Что, несомненно, стало большим преимуществом во времена санитарного локдауна.
Извечный антагонист Rolex – Patek Philippe по итогам 2020 года вышел на четвертое место по объему продаж: за последние пять лет производство женевской мануфактуры существенно выросло с 30 до 50 тысяч экземпляров. Символично, что семейная компания, как раз делавшая ставку на ручной труд и уникальные усложнения (после выпуска некоторых особо редких моделей даже уничтожались инструменты, которыми они были произведены), сейчас все больше приближается к философии Rolex. Ее главным ударным оружием на 2021 год был выбран Nautilus, спортивные повседневные часы в стальном корпусе. Впервые за всю историю коллекции Patek Philippe при перевыпуске линейки не стал изобретать новый механизм. В премьере 5711/1A-014 изменился только циферблат, который вместо синего стал оливковым. Тем не менее, объявив о прекращении производства предыдущей версии 5711 марка вызвала тем самым неслабый бум на вторичном рынке – часы стоимостью 30 000 долларов стали раскупать, как горячие пирожки, и цены на них стремительно поползли вверх.
Так что, когда глава Patek Тьерри Штерн говорил, что отказом от предыдущей версии Nautilus он хотел снизить «коммерциализацию бренда», он изрядно лукавил: пожалуй, сейчас серьезный коллекционер, задумавшийся об инвестиции, будет выбирать между равными предложениями – стальной Rolex Dayjust или стальной Patek Philippe Nautilus. Причем, обе версии относятся к так называемой категории «носибельных» часов, то есть вероятность застать их в будущем в идеальном состоянии практически минимальна, что только увеличит стоимость неношенных экземпляров.
Пока что главные правила коллекционирования Patek Philppe и Rolex не изменились. При покупке новых Rolex часы сразу теряют в цене примерно 15%, зато в будущем могут существенно вырасти, если модель окажется в чем-то редкой. Инвестиционная привлекательность Patek Philippe гарантированно наступает при розничной цене от 100 000 долларов – потому что, скорее всего, это будут часы с усложнениями ручной работы. Однако новая ситуация на рынке труда в Швейцарии может переломить эту расстановку, и Patek также будет делать ставку на проверенное имя, повседневные модели и автоматизацию мануфактуры.
Вернуться назад