Коаксиальный спуск
В ноябре на торги в Женеве будут выставлены наручные часы, изготовленные британским мастером Джорджем Дениелсом. Как известно, наручных моделей часовщик выпускал крайне мало, предпочитая карманные (да и те делал по экземпляру в год). Причем, следует различать модели, которые Дениелс отдавал на доработку своим ученикам и использовал детали от сторонних поставщиков, и те, которые он создавал полностью своими руками от начала до конца.
Известно, что за свою жизнь мастер изготовил 23 карманные модели и всего 2 наручные. Одну из них, названную Spring Case Tourbillon, Дениелс закончил в 1992 году и до 2005 года сам носил их каждый день. Приблизительная начальная цена составит миллион долларов. Эту модель отличает двусторонний корпус: на лицевом циферблате располагается индикация времени, а на оборотном указатели даты, дня недели и крупный турбийон с коаксиальным спуском.
Собственно, благодаря этому изобретению Джордж Дениелс и вошел в историю часового искусства – даже те многочисленные поклонники механики, которые никогда не видели вживую его собственных творений, хорошо знакомы с коаксиальным спуском по часам ученика Дениелса Роджера Смита и, конечно же, моделям Omega Master Chronometer (ранее известным как Master Co-Axial). Roger Smith Great Britain с коаксиальным спуском
Пожалуй, из всех новых «альтернативных» спусков, с помпой представленных за последние 30 лет, только коаксиал Дениелса оказался по-настоящему жизнеспособным и коммерчески успешным. Хотя поначалу никто не хотел брать это изобретение для серийного производства, от него отказался Patek Philippe, и даже Omega потребовались годы упорства и модификаций.
Суть в том, что устройство Дениелса достаточно простое, не требует никаких инновационных технологий вроде кремния или скоростных пружин. В отличие от классического регулятора, у него не одно, а два спусковых колеса, расположенных коаксиально (то есть, соосно), причем, одно большое с длинными зубьями, а другое поменьше и с короткими зубьями. Соответственно, у анкера не две две, а три рубиновые палеты, и центральная как раз цепляет зубья меньшего колеса. Благодаря этому нет жесткого перехода от передачи импульса к остановке спускового колеса, уменьшаются расходы на трение, спуск менее энергозатратный, требует меньше смазки и существенно увеличивается межсервисный интервал.
Официально считается, что Дениелс изобрел коаксиальный спуск в 1975 году, хотя идея у него появилась еще раньше. Еще в 1960-х, когда он работал в Париже ведущим реставратором дома Breguet, к нему обратился клиент с просьбой изготовить современные часы – такие же, как у Бреге, но с какой-то новой идеей. Тогда Дениелс и нарисовал эскиз своей первой самостоятельной модели – с двойным спусковым колесом и модулем постоянного импульса. Механизм, корпус и стрелки мастер изготовил в своей мастерской самостоятельно. Часы увидели свет в 1970 году, были проданы за 2000 фунтов, но спустя несколько лет Дениелс выкупил их обратно. За это время он усовершенствовал коаксиальный спуск и с тех пор оснащал им все свои механизмы, включая турбийоны (между прочим Дениелс утверждал, что он первым выпустил часы с турбийоном после Второй Мировой войны).
А к 1975 году он действительно доработал спуск так, чтобы его можно было устанавливать в серийные механизмы. К большому удивлению идея не вызвала спроса у швейцарских производителей. Глава Patek Philippe Филипп Штерн был очень впечатлен, но технологи мануфактуры сочли, что отлаживать производство будет сложно и дорого. Даже на Omega поначалу не слишком заинтересовались. В конце концов, разозленный Дениелс сам вставил коаксиальный спуск в собственные часы Omega Speedmaster и показал, как они работают (сегодня этот экземпляр хранится в музее компании в Биле). С запуском производства все равно возникали сложности и в конце концов проект был доведен до конца только благодаря настойчивости Николаса Г. Хайека, когда Omega вошла в состав Swatch Group.
В 1999 году на выставке в Базеле были представлены первые модели с новым калибром 2500, получившие название Omega De Ville, а в честь этой премьеры сам Дениелс выпустил модель Millennium, но с собственным коаксиалом. Между прочим, владельцы первых De Ville были недовольны качеством хода часов – спуск был очень капризным и часто ломался. Но даже в таком состоянии мало кто возвращал или продавал часы. Все сразу поняли, что это – глава истории и коллекционный раритет.
Go back