Grand Seiko против всех
В 2017 году на выставке в Базеле руководство Seiko объявило решение, обрадовавшее всех поклонников японской механики – отныне Grand Seiko впервые с момента своего появления в 1960 году перестает быть одной из коллекций марки, а превращается в отдельный независимый бренд. Теперь на циферблате будет писаться только название Grand Seiko и ее логотип, буквы GS готическим шрифтом.
От материнской компании новорожденный бренд получил все самое лучшее: репутацию старейшей японской часовой марки, до сих пор на 100% находящейся в семейной собственности и имеющей 100% мануфактурное производство – чем не может похвастаться никто в Швейцарии. Гарантию японской точности и качества.
От наследия коллекций Grand Seiko, начиная с 1960-х – архив культовых моделей, фирменный графический дизайн корпусов и циферблатов, придуманный Таро Танакой, а также самые лучшие премиальные механизмы японской мануфактуры. Скоростные механические хронометры, уникальные Spring Drive и даже кварцевые калибры – не просто кварцевые, а эксклюзивные 9F, которые еще называют «Ролл-Ройсами в мире кварца». Впрочем, на последних стараются особо не заострять внимание, это все-таки вещь на любителя.
Но, главное, теперь никто не будет путать GS с каким-нибудь Astron или Seiko 5.
Казалось бы, еще чуть-чуть – и Grand Seiko вступит в успешную схватку с IWC, Breitling, Omega, а так, глядишь, и замахнется на Rolex, благо инвестиции и производственные мощности японской компании позволяют стать серьезным конкурентом швейцарскому люксу.
Однако пока что – а пять лет это все таки долгий срок для часовой стратегии – ничего подобного не произошло. И, скорее всего, дело тут не в японской осторожности, когда они предпочитают долго планировать и прощупывать рынок. В конце концов, когда в 1969-м были представлены первые кварцевые часы Seiko Astron, потребовалась всего пара лет, чтобы практически захватить весь мировой рынок. А сейчас возникает стойкое ощущение, будто в компании не понимают, с какого конца за этот рынок взяться.
Первая проблема – это излишнее увлечение репликами и лимитированными сериями. Если вначале перезапуска концепции Grand Seiko в нулевые возрождение культовых моделей 60-х смотрелось хорошо и модно и радовало сердца коллекционеров, то сейчас очередная по счету итерация 44GS или 62GS уже нагоняет скуку. К тому же лимитированные серии Grand Seiko выпускает чуть ли не каждый месяц. Даже самый преданный фанат пейзажей префектуры Ивате потеряет счет очередному циферблату с темой берез или зимней изморози. Не может успешный глобальный бренд существовать только за счет лимиток, которые, к тому же, не всегда оправданны.
И они, кстати, приводят ко второй проблеме – размыванию структуры коллекций. Возможно, только преданный фанат GS сейчас понимает, как там у марки все устроено, где коллекция Sport, а где Evolution 9, и почему одни часы стоят столько, похожие – вдвое дороже.
То же касается и калибров марки и того, как они распределяются по коллекциям. В 2022 году Grand Seiko сенсационно представила Kodo Tourbillon с интегрированным модулем постоянной силы, справедливо вызвавший восторги специалистов, но надо понимать, что это – вишенка на торте, которую смогут попробовать считанные единицы во всем мире. И, кажется, что между этой вишенкой и базовыми коржами пропущено несколько аппетитных слоев. Например, не помешал бы такой же красивый и современный автоматический хронограф вместо страшноватого толстого Spring Drive.
О маркетинговой стратегии можно и не говорить. Такое ощущение, что для успеха Grand Seiko не хватает самой малости – собственного Ханса Вильсдорфа, Николаса Г. Хайека или Жана-Клода Бивера. Человека, который из кусочков соберет для марки новый образ, а потом заставит в него поверить всех остальных.
Go back