Эволюция бабочки
В 2008 году Girard-Perregaux представил концепт механизма Constant Escapement, обладавшим самым оригинальным на тот момент устройством постоянной силы. В 2013 году он превратился в работающие часы Constant Escapement L. M., сразу же получившие «Золотую Стрелку» на Женевском часовом Гран-при.
На тот момент эта премьера казалась самой настоящей революцией в часовом мире, поскольку объединяла технологию кремниевой фотомануфактуры и устройство постоянной силы, встроенное прямо в спуск (задолго до Grand Seiko, в прошлом году скрестившего модуль постоянной силы с турбийоном).
История этого изобретения довольно примечательная. Еще в 1996 году инженер Николя Деон, работавший тогда на Rolex, как-то, сидя в ожидании поезда на станции, сгибал двумя пальцами билет из плотного картона, чтобы он принял форму буквы «С».
Тогда он заметил, что билет сгибается в одну сторону до определенного предела, но затем резко выгибается в обратную сторону, принимая зеркальную форму. И в этот момент перехода из одного состояния в другое он и дает импульс постоянной силы. В Rolex заинтересовались идеей Деона, однако до конца ХХ века так и не смогли ее реализовать и забросили попытки – все дело было в материале, который использовался для изгибающегося лезвия (оно, естественно, заменило картонный билет), поскольку в то время часовщики могли использовать только сплав металлов, который не обладал достаточно стабильными характеристиками.
Когда в середине нулевых Деон перешел на работу в Girard-Perregaux, уже многие экспериментировали с кремниевой технологией, и Николя решил вернуться в к своему изобретению. Как оказалось, кремний подходил для решения задачи идеально – с помощью фотомануфактуры оказалось возможно изготовить кремниевую рамку, по форме напоминающую крылья бабочки, и помещенное в ее середину лезвие толщиной всего 14 микрон (в шесть раз тоньше человеческого волоса). При этом кремний не деформируется от повторяющегося напряжения в отличие от металла.
Это лезвие в отличие от фузеи или ремонтуара постоянной силы не выравнивает импульс, а воздействует непосредственно на баланс: с помощью особого импульсного рычага баланс меняет положение лезвия, «заряжая» его энергией, а оно в свою очередь передает постоянный импульс осциллятору, воздействуя на камень, расположенный в центре баланса. К тому же, в отличие от традиционной системы здесь нет анкерного колеса и вилки – импульсный рычаг толкает попеременно два спусковых колеса с тремя зубьями, вращающиеся в разные стороны. Объяснение звучит сложно, но на самом деле эта система проста в действии и надежна, если быть уверенным в долговечности кремния.
Girard-Perregaux анонсировал, что будет продолжать развивать технологию Constant Escapement (буквы LM в названии первой модели были данью памяти Луиджи Макалузо, покойного владельца марки, приведшего ее к успеху в 90-е). Однако что-то не задалось. К этому времени сам Николя Деон уже покинул компанию и перешел на работу в Patek Philippe, правда, в 2018 году вновь вернулся в GP и усовершенствовал свою конструкцию, получив еще несколько патентов. Сейчас Деон работает в Breitling.
Между тем, в 2023 году после пяти лет разработок свет увидел новый Girard-Perregaux Neo Constant Escapement. Основные инновации калибра GP09200-1153 касаются непосредственно устройства спуска постоянной силы: количество его деталей уменьшилось с 280 до 266, также уменьшился размер, что позволило представить модель в более компактном корпусе – 45 мм в диаметре вместо 48 у предыдущей версии. Это стало возможно благодаря смене кремниевого поставщика. Для механизма L.M. мануфактура обращалась к фабрике CSEM (партнер Rolex, Patek Philippe и Swatch Group), теперь же рамку и лезвие, а также другие кремниевые детали производит Sigatec, входящая в одни концерн с Girard-Perregaux и Ulysse Nardin.
Кроме того, увеличился запас хода: в изначальной модели он составлял 6 дней, а теперь с теми же двумя заводными барабанами часы стабильно могут идти неделю, даже с некоторым запасом. Можно увидеть, что изменился и дизайн модели, поскольку она представлена в новой коллекции Bridges. Самое главное – исчез отдельный циферблат для часов и минут, которые теперь показываются обычными центральными стрелками. Вместо него вверху появился еще один мост, полностью открывающий обзор на заводные барабаны. А массивный безель был заменен конструкцией Glassbox, делающей циферблат более объемным. Модель поступит в продажу в начале 2024 года по цене 95 000 франков (первая версия стоила в 2013 году 124 200 франков). Неизвестно, насколько перспективной окажется новая версия, и будет ли мануфактура развивать ее с дополнительными функциями, однако Constant Escapement уже стал важной главой в истории Girard-Perregaux – почти такой же узнаваемой, как «три моста».
Go back