Эффект резонанса
В 2021 году Armin Strom отметил 5-летие своего резонансного спуска особой лимитированной моделью Zeitgeist. Вспоминаем историю и особенности этого усложнения.
Впервые об Armin Strom как об «изобретателе усложнений» заговорили в конце 2016 года, когда марка представила концептуальный механизм Mirrored Force Resonance с двумя независимыми балансами, соединенными резонансной пружиной. Сами по себе резонансные системы не являются в часовом деле чем-то новым, над ними в свое время работали еще Роберт Гук, Джон Гаррисон и Авраам-Луи Бреге. Резонансные колебания двух разнонаправленных балансов обеспечивают три важных преимущества точности хода часов: постоянный стабилизирующий эффект, сохранение энергии и уменьшение ущерба от внешнего воздействия. В итоге у двух хронометров, находящихся в резонансе, точность хода повышается на 15-20% по сравнению с обычным «одинарным» хронометром.
Дело в том, что сам по себе спуск оказывает влияние на работу баланса, сбивая его точность хода. Но если синхронизировать этот баланс со вторым, не соединенным со спуском, то эта более стабильная и мощная система как бы затянет в свою частоту первый баланс, выровняв амплитуду колебаний. Первым самым известным резонансным механизмом стал «Морской хронометр №1» Джона Гаррисона – два подвесных маятниковых баланса, работающих в противофазе, были соединены S-образной пружиной. Таким образом их взаимное воздействие компенсировало внешнее влияние на ход даже при сильной качке.
Созданию резонансных осцилляторов много времени посвятил и Авраам-Луи Бреге, а для придворного часовщика короля Людовика XVI Антида Жанвье они вообще стали главной специализацией. Именно их трудами руководствовался Франсуа-Поль Журн, когда взялся за свой знаменитый Chronometre a Resonance. Многие считают, что мастер позаимствовал конструкцию у Duality Филиппа Дюфура, но это не так: хотя механизм Дюфура также имел два балансовых колеса, они при взаимодействии не использовали эффект резонанса, чего в итоге добился Журн – между его балансами не было механического зацепления, они синхронизировали частоты исключительно за счет очень близкого расположения (около 0,4 мм).
В Breguet Twin Rotating Tourbillons в H2 Flying Resonance и Бита Хальдимана можно увидеть связку из двух турбийонов и платину механизма как передаточный элемент, который синхронизирует частоту балансов (у Хальдимана, кроме того, у каждого баланса есть по собственному спуску). При этом дополнительная вращающаяся платформа, поворачивающая всю резонансную систему вокруг циферблата, создает эффект дополнительного турбийона.
Иное решение предложил технический директор Armin Strom Клод Грайслер, потребовавшее более двух лет разработок. В 2016 году была представлена первая серийная модель Resonance Mirrored Force, демонстрирующая новую конструкцию механизма. Главной особенностью калибра ARF15 стали два независимых регулятора, работающие в противоположных направлениях, соединенные пружиной-резонатором. Именно пружина оригинальной формы, напоминающей мотылька, являлась важнейшим изобретением Грайслера.
Оба спуска были снабжены собственной колесной передачей (каждый со своей секундной стрелкой), а их положение и настройка в механизме были тщательно просчитаны, чтобы обеспечить достаточное расстояние друг от друга. Только сами балансы сближались достаточно, чтобы обеспечить тот самый эффект резонанса, когда две колебательные системы, расположенные рядом, начинают синхронно работать на определенной частоте. В отличие от большинства современных мультибалансных систем, построенных на сцеплении колес или дифференциале, конструкция Resonance Mirrored Force реально использует именно резонанс, поскольку пружина соединяла не сами балансовые колеса, а их оси, обеспечивая частотную, а не механическую синхронизацию. В этом заключался и, пожалуй, единственный недостаток ARF15 – в случае остановки и перезапуска механизма, балансам требуется несколько минут, чтобы заново синхронизироваться. Точно также при сильном ударе балансы могут на время «потерять» друг друга, но затем точность хода восстанавливается.
То, что механизм Armin Strom является истинной резонансной системой, в 2017 году официально подтвердили эксперты CSEM (Center Suisse d'Electronique et de Microtechnique).
Модель Zeitgeist, что в переводе с немецкого означает «дух времени», изготовлена в единственном экземпляре в корпусе 43 мм из благородной платины. Механизм задуман и декорирован так, чтобы максимально открыть обзор на резонансную систему и оба спуска. Наблюдать за их совместной работой – настоящее наслаждение временем.
Go back