Часы и криптоарт
После успеха NFT-аукционов в мире искусства, часовое сообщество тоже не могло пропустить мимо внимания такой феномен. Правда, пока что заигрывание традиционной механики с блокчейном выглядит довольно сомнительным.
В прошлом году часовой мир охватила мания «электронных паспортов», основанных на блокчейн-технологии. Магические токены обещали клиентам вечную гарантию подлинности, истории сервиса и чистейший провенанс – и все в уникальной криптозаписи, которую никак нельзя подделать. По большей части, коллекционерам все равно, как выглядит гарантийный паспорт их часов (в конце концов, нет ничего лучше, чем личная гарантия проверенного продавца), но звучало все красиво, продвинуто и вроде бы добавляло часам какой-то ценности. Поэтому постепенно на цифровые платформы перешли все крупные бренды индустрии, и сегодня этим уже никого не удивишь.
Но именно в криптотехнологиях сегодня вовсю действует своеобразный «закон Мура» - что-то новенькое устаревает уже через полгода. И вот часовщики начали присматриваться уже не просто к блокчейн-паспортам, а уже к самим блокчейн-часам. Идея, как обычно, была скопирована у «старшего брата» - художественного искусства. Напомним, фокус заключался в том, что продается не сам физический арт-объект, а его цифровое изображение, записанное в формате NFT (non-fungible token), то есть уникальном токене, навсегда запечатленным на блокчейн-платформе без возможности изменения. Причем, в отличие от реального искусства, его точно нельзя подделать или скопировать, потому что в основе его лежит уникальный код.
Это явление уже получило название «криптоарт», и пользуется большим спросом, ибо, с одной стороны, клиенты получают что-то действительно эксклюзивное (а они это любят), с другой – художнику для создания криптокартины достаточно «фотошопа».
Возникает вопрос, как эту цифровую эфемерность скрестить с реальной физической ценностью часовой механики? Как протянуть нить от экрана компьютера к штуке, которую полагается надевать на руку?
Первым модный тренд подхватил Жан-Клод Бивер, которому явно не сидится спокойно на пенсии. Еще в марте вместе с блокчейн-компанией WISeKey (которая создала первые в мире цифровые паспорта для Hublot) он организовал первый онлайн-аукцион, на который была выставлена NFT-версия Hublot Bigger Bang All Black Tourbillon Chronograph "Special piece" – любимых часов самого Бивера. Торги шли довольно вяло, достигнув планки в 25 эфириумов (примерно 70 000 долларов), причем, покупатель в итоге аннулировал свою ставку. Видимо, идея владения цифровой копией часов Hublot, пусть и уникальной, пока что не настолько привлекательна, как возможность просто купить часы Hublot.
Еще более незадачливая судьба постигла марку Eza из Пфорцхайма, которая в апреле выставила на аукцион NFT-постер с собственными часами Sealander DLC. Тут, правда, организаторы отдавали себе отчет, что не каждый захочет покупать голую картинку, поэтому по условию, счастливый обладатель NFT мог послать свой код по е-мейлу на фабрику и получить в подарок реальные часы Sealander DLC. Но и это предложение не вызвало никакого отклика у часовых ценителей.
Пожалуй, наиболее коммерческую фантазию проявил Константин Чайкин, озаботившийся созданием настоящего криптоарта – фотографии, запечатлевшей 42480 разных компьютерных изображений часов Joker, по одному на каждую минуту, отмеченную уникальной эмоцией ристмона, собранных в единую цифровую картину размером 720х59 последовательных «джокеров». Пока что это самый удачный с точки зрения пиара часовой NFT-проект, и, скорее всего он и будет примером для дальнейших экспериментов в этой области.
Go back