Будет ли механика дешеветь?
В 1980-х Николас Г. Хайек спас от банкротства швейцарскую часовую индустрию, проделав один фокус: он рационализировал и оптимизировал производство. По сути, собрал остатки агонизирующих мануфактур, объединил производственные линии и начал клепать базовый механизм для Swatch, запаянный прямо в корпус с себестоимостью 10 франков, который затем продавался по 50-70 франков. Сейчас уже мало кто помнит, но на первых порах создания Swatch Group Хайек твердо постулировал разделение дизайна и производства: все бренды вроде Tissot, Longines, Omega не имели собственных фабрик – марки просто творили «концепцию», отталкиваясь от удачного маркетинга, а воплощали ее объединенные производства SG на основе максимальной экономии.
Это уже потом группа пошла на поводу у мануфактурного престижа: Breguet получил в собственное пользование фабрику Lemania, Blancpain – F.Piguet, свою мануфактуру открыла и Omega. Начиная с нулевых, этот тренд был повсеместным. Исторические дома, которые раньше отлично обходились подрядчиками, теперь заснуть не могли, если где-то в Вале-де-Жу, Невшателе или Плян-лез-Уатт у них не было собственной пахнущей машинным маслом мануфактуры. Росли расходы, соответственно росли и цены на часы, которым надо было как-то отбивать статус in-house. Можно сказать, что, стремясь сделать, как лучше, Николас Хайек породил монстра. Накрутка на цену часов по сравнению с их себестоимостью превышала 10 и даже 12 раз. Еще до начала пандемии многие эксперты говорили о затоваренности часового рынка. Бутики и часовые магазины не успевали распродавать стоки прошлых коллекций, а бренды уже настойчиво требовали приобрести новую. Все шло к тому, что сегмент массовой механики оглушительно ухнет. А в основном все сконцентрируются на создании строго лимитированных серий и спецвыпусков, на которые будет формироваться очередь из предзаказов, и еще более длинная очередь на вторичном рынке.
Следуя этой стратегии, еще три года назад отказались от участия в общих выставках Audemars Piguet и Richard Mille, а сейчас тотальную ревизию каталога проводит Patek Philippe.
Однако, как ни крути, а надстройка очень неуютно себя чувствует без базиса. Без тех самых людей, которые не готовы ждать годами желанную модель или тратить на часы маленькое состояние, а просто хотят спонтанной покупки – увидеть, что-то достойное и доступное, примерить и купить. Кажется, именно для них должна работать индустрия того самого среднего класса, те же самые Longines, Tissot, TAG Heuer или Oris. Но проблема в том, что за последние годы разгула часовых усложнений, ожидания «среднего класса» от новых часов тоже повысились. Теперь мало кто хочет за 5000 долларов купить базовый «автомат» на ЕТА или даже кварц, а заплатить просто за бренд. Теперь примерно за те же деньги покупатели хотят что-то изощренное, едва ли не турбийон. Много лет эту нишу пытались занять китайцы, демонстративно указывая на существенную разницу в цене между китайскими усложнениями и европейскими. Но пока что мир не готов всерьез воспринимать китайскую механику как «люксовую» (хотя, может быть, только пока). И тут на сцену начали выходить новые последователи Николаса Хайека образца 80-х. Например, Жан-Клод Бивер, придя на TAG Heuer, первым делом прекратил всю эту сложную мануфактурную историю, а из оставшихся деталей собрал базовый Caliber 01. На его основе – Caliber 02, а потом и версию с встроенным турбийоном всего за 15 000 франков. Так работает оптимизация производства.
Еще дальше пошел предприниматель из Невшателя Тома Байо (Thomas Baillod), который два года назад запустил проект BA111OD (это аннаграмма его фамилии) с турбийоном стоимостью менее 5000 франков. Разработал механизм Оливье Мори (Olivier Mory), причем, все детали и производство у него – швейцарские, что позволяет ставить маркировку Swiss Made. К началу года было выпущено 220 экземляров, из которых уже продано 130. А оборот компании в 2021 году достиг 1,5 миллиона франков, который планируется удвоить в 2022 году.
Феномен Байо уже заинтересовал, если не часовых коллекционеров, то швейцарских экономистов. Они с удивлением обсуждают, как бренду удается экономить на рекламе, точках продажи, дистрибуции и прочем, оставляя только 60% наценки от себестоимости, и работая со столь капризным усложнением в столь доступной нише. Многие предсказывают, что примеру Байо последуют и крупные игроки часовой индустрии среднего сегмента и скоро клиентов завялят «народными» турбийонами и репетирами.
Go back