Бесконечный «пепси»
Одно из самых важных достижений Rolex –технология создания высокопрочной цветной керамики Cerachrom, которая используется для изготовления безелей. Кажется, что это такая мелочь. На самом деле, от качества внешнего ранта во многом и зависит, как будут выглядеть и работать часы спустя годы использования.
Качественный рант играл ключевую роль в двух исторических коллекциях Rolex: Submariner и GMT-Master. Первая была представлена в 1953 году и предназначалась профессиональным водолазам, вторая вышла на год позже и была ориентирована на пилотов, поэтому впервые оснащена 24-шкалой второго часового пояса. Одна из первых серий GMT-Master была выпущена по специальному заказу компании Pan Am, развивающей рынок трансатлантических перелетов, поэтому ее безель был выполнен в фирменных цветах авиаперевозчика, красном и синем. Это разделение позволяло легко различить ночное и дневное время суток на 24-часовой шкале.
Изначально рант изготавливался из акрила, но вскоре тот был заменен недорогим и более прочным алюминием. Впрочем, главная проблема алюминия, известная всем коллекционерам исторических часов, заключается в том, что этот материал выцветает на солнце, поэтому не может долго сохранять свой изначальный цвет. Что совсем не устраивало Rolex. Особенно в том, что касалось дайверской коллекции бренда Oyster Submariner, где безель подвергался тройным нагрузкам от пребывания в морской воде и ударов об острые подводные камни.
В 2005 году состоялась премьера первой модели Oyster Perpetual GMT-Master II, в которой безель с 24-часовой шкалой был впервые целиком изготовлен из черной керамики. В 2007 году увидел свет хронограф для регат Oyster Perpetual Yacht-Master II с программируемой функцией обратного отсчета и безелем из синей керамики. В том же году Rolex официально зарегистрировал собственный состав и технологию изготовления керамики, который отныне получил имя Cerachrom. И уже в 2008 году впервые увидело свет новое поколение Submariner, оснащенное сверхпрочными рантами из этого материала. Чтобы подчеркнуть значимость события, в компании изменили референс моделей с шестизначного на семизначный, добавив к версиям с Cerachrom дополнительную единицу в начале.
Как делают Cerachrom
Процесс начинается с подготовки первоначальной порошковой смеси – оксида циркония, к которому добавляют другие элементы для получения нужного цвета, а также органические связующие вещества. Готовую смесь нагревают и под высоким давлением вводят в пресс-форму, чтобы получить заготовку будущего компонента. Затем из формы удаляют лишние вещества и снова нагревают на этот раз до температуры 1600оС, в результате чего керамика и приобретает свою феноменальную твердость. Важно учитывать, что на этом этапе происходит сильное уплотнение материала, поэтому деталь теряет 20-30% от первоначального объема, что необходимо учитывать при расчетах.
Наконец, готовый рант доводится до совершенства с помощью алмазных резцов, на него наносится разметка по технологии PVD и затем следует финальная полировка.
Красный навсегда
Самый непростой вопрос – это как раз окрашивание керамики в различные цвета. Долгое время красный оттенок считался вообще недостижимым результатом процесса производства керамики, поскольку в природе не существует минеральных красителей, способных придать циркону насыщенный и устойчивый красный цвет. Характерный пример – искусственные «рубины» в часовом механизме, которые могут достичь лишь полупрозрачного гранатового оттенка. Специалисты Rolex разработали совершенно новый состав, заменив циркон оксидом алюминия с добавлением окисей хрома и магния. Это очень тонкий и трудоемкий процесс, но в итоге получаются матовые безели насыщенного красного цвета, которые и через полвека будут выглядеть, как новые.
Последний рубеж, который необходимо было взять Rolex для полного торжества эры «Керахрома» - изготовление двухцветных безелей. Без черно-синей и красно-синей шкалы (называемой коллекционерами «бетменом» и «пепси» безелями) невозможно было представить себе канонический Oyster Perpetual GMT-Master II. Технологически задача опять же казалась невыполнимой, поскольку невозможно было обеспечить контрастное разделение цветов керамики на стыке.
И тут в Rolex придумали решение, которое раньше никому не приходило в голову. Для изменения цвета лишь части безеля дополнительные вещества стали вводить не в порошковую смесь, а в уже готовую деталь после первого обжига. Чтобы сделать сине-черный диск, на синюю поверхность наносят смесь солей металлов, а чтобы получить «пепси-безель», наоборот – на красную поверхность алюминиевой керамики наносят водный раствор кобальта. Это поистине хирургическая операция, от точности которой зависит качество и контраст двухцветного циферблата.
Зато благодаря уникальным свойствам керамики изготавливаемые из нее детали практически невозможно поцарапать, а их цвет, устойчивый к воздействию ультрафиолетовых лучей, не меняется со временем.
Go back