Вежливость королей
Еще со времен изобретения Кристианом Гюйгенсом первого механического осциллятора точность хода стала Святым Граалем всех уважающих себя часовщиков. Они изобретали различные типы спусков и комбинации металлов, приспособления вроде турбийонов или ремонтуаров, в ХХ веке в ход пошли инновационные сплавы, компенсирующие воздействие температур. Казалось бы, точку в этой истории поставило появление кварцевого механизма. Приверженцам традиционной механики осталось тихо разойтись по своим ателье и мануфактурами, сосредоточиться на красочных усложнениях и довольствоваться погрешностью 4-6 секунд в сутки, если не больше.
Но тут в начале нового тысячелетия в дело вступил кремний, которого неожиданно без особых возражений приняли в лигу «классической механики». И гонка за точность началась с новой силой. Два основных преимущества кремния перед классическими сплавами вроде инвара или глюцидура заключаются в том, что, во-первых, он совершенно не подвержен магнитному воздействию, во-вторых, из него можно «выращивать» детали микроскопической сложности и исключительной износостойкости.
Заинтересованность в кремниевой технологии выразили все крупные игроки часового рынка: Patek Philippe, Swatch Group, LVMH, Rolex, а также Ulysse Nardine и Frederique Constant, однако не все бренды воспользовались ей конкретно для повышения точности хода. Например, Patek специально для кремниевых экспериментов завел направление Advanced Research, которое с некоторыми перерывами в итоге в 2017 году выдало механизм 324 S C FUS, дебютировавший в Aquanaut 5650 Travel Time. Помимо функции GMT этот калибр отличал спуск с новой спиралью Spiromax, у которой было целых два искривления – кривая Филипса на внешнем конце и кривая Гросманна на внутреннем, плоская, а не круглая форма, что делало ее колебания более стабильными и концентрическими. Точность хода повысилась с -3/+2 секунды в день до -1/+2 секунды за сутки.
Правда, на этом Patek Philippe и остановился в своих изысканиях, продолжив выпускать более традиционную механику. Зато в том же 2017-м состоялась премьера механизма, который до сих пор удерживает звание самого точного автоматического калибра в мире. Речь идет об Zenith’s Defy Lab, работающего с погрешностью 0,3 секунды с сутки. Структуру из монолитного кремния, заменяющую традиционную систему баланс-спираль и работающую на частоте 18Гц (то есть 129 600 пк/час) изобрел тогдашний технический гений LVMH Ги Семон автор многих изобретений для TAG Heuer и Zenith. Спустя два года концепт переродился в коммерческую модель Zenith Defy Inventor, впоследствии выходившую в различных воплощениях лимитированными изданиями.
Казалось бы, после такого рекорда о какой гонке за точностью может идти речь? Калибр Z 342 от Zenith по-прежнему считается самым точным автоматическим механизмом в мире. Однако не всех пуристов устраивает его несколько необычная структура. Поэтому состязание продолжилось.
На сегодняшний день в нем обозначилось два фаворита. Rolex представил собственный стандарт Superlative Chronometer, который гарантирует точность +/-2 секунды в сутки (то есть несколько хуже, чем у Patek Philippe, зато на серийном уровне). Этому сертификату соответствует, в частности калибр 3230 с кремниевым спуском Chronergy, установленный в прошлогодней премьере Rolex Deepsea Challenge RLX Titanium. А в премьере 2023 года Omega Speedmaster Super Racing был представлен совершенно новый калибр с системой Spirate, которая не просто позволяет гарантировать точность хода 0/+2 секунды в день, но и корректировать при необходимости погрешность на эти самые секунды – благодаря особому гибкому лезвию, которое крепится на конце спирали кремниевого баланса. Причем, отличие от Rolex, Omega гарантирует заявленную точность не только собственным сертификатом, но и сторонней экспертизой COSC+METAS, что довольно смело со стороны марки. Вопрос только в том, насколько сейчас клиентам важна такая миллиметровая точность.
Вернуться назад