Топ-5 часовых изобретений XXI века
Казалось бы кварцевой технологии прогресс традиционной часовой механики остановился. На самом деле эта отрасль, основанная на базовых физических принципах, даже в новом тысячелетии может преподнести множество открытий
Кремниевая печать
Технология DRIE (Deep Reactive Ion Etching, то есть «глубокое реактивное ионное травление») изначально была разработана для электронной индустрии, поскольку кремний является отличным полупроводником. Но оказалось, что сам процесс идеально подходит и для изготовления спирали и спуска механизма. Суть такова: нужная деталь не вытачивается, а вначале отпечатывается на пластине кремния фотолитографией, а затем наращивается слой за слоем методом гальванопластики с точностью до микрона. Дорогу методу проложил знаменитый теоретик часового дела, доктор Людвиг Окслин, когда искал подходящий материал спирали своего концепта Freak для Ulysse Nardin. В 2001 году доктор Окслин завершил работу над Freak, а также опубликовал статью о перспективах кремния в часовом деле.
Независимые спуски
Для улучшения точности хода часовщики еще двести лет назад придумали использовать не один, а несколько осцилляторов, вступающих между собой в резонанс. Но в 2019 году впервые в часовой истории Vacheron Constantin представил механизм Traditionnelle Twin Beat Perpetual Calendar с двумя независимыми балансами, которые владелец может активировать по своему усмотрению одним нажатием кнопки: если он переключает калибр 3610 QP на баланс, работающий на скорости 36 000 пк/час, то запас хода составит 4 дня. Если же он оставляет часы в сейфе, то активирует второй баланс, скорость которого составляет 8640 пк/час. В таком случае точность снизится на пару минут, зато запас хода вырастет до 65 дней без подзавода. И это особенно важно для функции вечного календаря, который теперь можно оставить без внимания на пару месяцев и не бояться, что настройки собьются.
Гибридная механика
На сегодняшний день это, пожалуй, самые практичные классические часы в мире. Механизм Seiko Spring Drive дает такой же уровень точности, что и кварц — 15 секунд в месяц, на работу механизма не влияет положение в пространстве и степень завода пружины, при этом он не содержит никаких батареек. Мгновенно узнаваемой особенностью Spring Drive является абсолютно плавное и бесшумное скольжение секундной стрелки.
Периферический ротор
Автоподзавод – очень практичное устройство, но у традиционного центрального ротора есть два недостатка: он увеличивает толщину калибра, а также мешает в полной мере насладиться красотой отделки мостов. Решением стала периферическая конструкция автоподзавода, в которой ротор представляет собой обод с утяжеленным сектором без центрального крепления. Он вращается вокруг механизма на специальных роликовых подшипниках, чаще всего керамических. Первым такую систему представил в 2008 году Carl F. Bucherer, а в 2021 году выпустил уже третий по счету механизм Manero Minute Repeater Symphony с периферийным ротором, турбийоном и минутным репетиром. Собственные периферические системы создали также Jaeger-LeCoultre, Audemars Piguet, DeWitt и Bvlgari.
Гиротурбийон
Великий Бреге еще в конце XVIII века открыл, что сила гравитации влияет на точность хода часов и запатентовал устройство, которое компенсирует это воздействие – турбийон. Однако изобретатель, поместив баланс в каретку турбийона, совершающую полный оборот за минуту, естественно, рассчитывал на расположенный вертикально механизм карманных часов. В наручных же часах она скорее зрелищна, чем эффективна. Прорыв случился в 2004 году, когда сразу три марки - Jaeger-LeCoultre, Franck Muller и Greubel & Forsey - представили двухосные турбийоны с двумя каретками, которые вращались и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. В 2019 году Jaeger-LeCoultre представила уже пятый по счету «гиротурбийон» Master Grande Tradition Gyrotourbillon Westminster Perpetuel, оснащенный также вечным календарем и Вестминстерским карийоном.
Вернуться назад