Следите за руками
Стрелками и даже цифровыми дисками въедливого коллекционера сейчас уже не удивишь. Хочется, чтобы в них был действительно какой-то необычный аттракцион, пусть его постижение и скажется на интуитивной читаемости циферблата. Ценители механики сейчас все больше требуют от своих аксессуаров эмоциональности – не просто красивых пропорций и удачно расположенных индикаторов, а какой-то «душевности». Интересно, что зачастую подобные чувства вызывают часы, если они имеют сходство с самим человеком.
Например, известен эффект парейдолии – когда люди интуитивно видят какие-то знакомые очертания (например, человеческое лицо) в случайном сочетании узоров (например, в облаке или пятне на спине). Поистине только возбужденный разум, отчаянно ищущий себе подобных, может принять за человека схематичное изображение «смайлика» - кружочек с двумя точками и улыбкой. Тем не менее, этот эффект отлично работает с наручными часами. Скажем, бикомпаксные хронографы вызывают у владельцев более дружелюбные эмоции, чем модели с тремя счетчиками, потому что два счетчика отчетливо напоминают глаза на лице. Это особенность восприятия на полную катушку раскрутил Константин Чайкин в своей серии «ристмонов». Даже специальных моделей с черепами на циферблате, обычно выпускаемых к мексиканскому Дню Мертвых, год от года становится все больше, и пользуются они спросом не только в Латинской Америке, потому что череп – это, в принципе, тоже лицо.
Однако есть и люди, которых излишняя портретность циферблата наоборот отталкивает. И тут хорошей альтернативой становятся часы, в которых задействована иная хорошо знакомая и вызывающая положительные эмоции конечность – человеческая рука.
Рука во многих культурах слывет символом удачи (достаточно вспомнить «хамзу»), а пальцы служат международным кодом общения. К тому же, как известно, слово hand («стрелка») переводится с английского так же и как «рука».
И, наконец, не стоит забывать, что в отличие от довольно статичного «лица» с «руками» на циферблате можно вытворять разные забавные штуки. Так, год назад Urwerk представил модель UR-120 “Spock”. На первый взгляд индикация часа представляла собой обычную для бренда тройную сателлитную индикацию, однако кубические указатели часа на самом деле были сдвоенными и могли расходиться в форме буквы «V», образуя знаменитое вулканское приветствие из космической саги «Звездный путь». Модель, посвященная Споку, официально не лимитирована, лишь ограничена возможностями производства, цена 100 000 франков.
А в начале 2023 года состоялась премьера Richard Mille RM 66 Flying Tourbillon, где мостом механизма скелетона с парящим турбийоном служит золотая рука скелета с загнутыми пальцами, образующими анархическое приветствие. Рука, правда, остается статичной, а служит лишь для эстетики калибра RM66. Выпуск был ограничен 50 экземплярами по цене 1 095 000 долларов.
Наконец, этот год запомнился еще одной премьерой, которую все оправданно ожидали – Франсуа Поль Журн представил серийную версию F.P. Journe Classique FFC, созданную два года назад в единственном экземпляре специально для аукциона Only Watch.
Предыстория создания этих часов уже достойна отдельной книги. Началась она чуть более десяти лет назад, когда Фрэнсис Форд Коппола, большой поклонник творчества Франсуа-Поля Журна, пригласил мастера в свое поместье в долине Напа. Там за непринужденной беседой режиссер высказал идею: а почему бы не создать часы, которые показывали бы время пальцами руки. Журн настолько воодушевился, что немедленно начал придумывать хитроумный механизм. За основу часового индикатора был взят исторический чертеж протеза человеческой кисти, созданный в XVI веке французским врачом Амбруазом Паре – таким образом мастер хотел добиться анатомической достоверности.
Самым сложным оказалось разработать механизм, который бы не только плавно и точно двигает «пальцами», но и держит запас хода до 120 часов, то есть около пяти дней. Для этого мастер создал уникальное устройство постоянной силы между колесной передачей и индикаторами, которое накапливает энергию и высвобождает ее точно в момент движения «пальца», а саму руку изготовил из прочных и легких титановых сегментов. Удивительно, что этот сложнейший автоматон удалось поместить в корпус диаметром всегда 42 мм и высотой 10,6 мм.
Успех был ошеломительным. Прототип F.P. Journe Classic FFC Bleu был продан на Only Watch’21 за рекордные 4,5 миллиона франков, в десять раз превысив начальную цену. Теперь с небольшими дизайнерскими изменениями появилась версия в платиновом корпусе, доступная для обычных заказов. Выпуск официально не лимитирован, но ограничен возможностями мануфактуры, цена 866 140 евро.
Вернуться назад