Сила в турбийоне
Два года назад японские инженеры впервые анонсировали механизм Grand Seiko T0 Constant-Force Tourbillon, а в 2022-м на выставке Watches&Wonders представили его реальное воплощение.
Механизм прошел мимо широкого внимания публики. Во-первых, мало кто любит изучать часы до того, как их можно надеть на руку, во-вторых, впечатление испортил наступивший ковид. Поэтому в Grand Seiko несколько удивились ажиотажу, возникшему после премьеры самих часов (мы же вам два года назад объясняли вроде, как там все устроено), но без преувеличения можно сказать, что эта модель – главная сенсация марки и всего современного часового искусства. Мало того, что это первый механизм с усложнением, появившийся у Grand Seiko более чем за 60 лет (не путать с родственным брендом Credor). Так еще это принципиально новая конструкция турбийона с модулем постоянной силы. Она не просто обеспечивает большую стабильность хода – в конце концов, мы любим турбийон уже давно не за это. Но и дает владельцу совершенно новые ощущения в том, как часы лежат на руке и как они звучат. Как известно, турбийон обеспечивает (в теории) равномерное воздействие гравитации на баланс, а модуль постоянной силы уравновешивает импульс от заводного барабана при взведенной и ослабленной пружине. Самые распространенные варианты этого модуля – это система фузея-цепь или ремонтуар, то есть промежуточную пружину, которая корректирует силу импульса завода.
Модуль постоянной силы слева, а каретка турбийона справа
Фактически, в Grand Seiko создали свою разновидность ремонтуара, только поместили его на одной оси с балансом и турбийоном – как можно видеть на схеме, одна каретка буквально вложена в другую и работают в тандеме: модуль постоянной силы, состоящий из пружины и колеса, накапливает крутящий момент, а затем его импульс используется для вращения самой каретки турбийона с расположенным внутри балансом. Причем, можно видеть, что каретка модуля постоянной силы вращается со скоростью шаг в секунду (то есть фактически скоростью традиционного турбийона), тогда как сам турбийон намного быстрее и крутится равномерно с биением 4-герцевого баланса.
Такая конструкция позволяет избежать потерь на трение, поскольку в ней нет лишних передаточных звеньев, а баланс свободного хода (без регулятора длины спирали) сам подстраивается под инерцию импульса. На разработку этой конструкции у инженера Такумы Каваючии ушло несколько лет, он также придумал ряд усовершенствований для более стабильной работы механизма. Например, вместо одного барабана завода используется два соосных (опять же для равномерного импульса), переработан профиль центрального и третьего колес для снижения трения, кроме того Каваючия придумал систему стоп-секунды, которая сразу останавливает весь модуль с двумя каретками. В результате точность хода механизма 9ST1 составляет +5-3 секунды в сутки, гарантированные для 50 часов завода из 72-часового запаса хода барабанов. Кроме того, благодаря такой компоновке удалось освободить большое пространство в механизме, поэтому склелетон получился ажурным и легким. И не последнее место в новой разработке занимает звук: сочетание скоростного баланса с турбийоном и секундного движения модуля постоянной силы дает эффект звучания семикромы (1/16 ноты), которое очень похоже на биение живого сердца. Отсюда, кстати, и название самой модели Kodo, что на японском означает «сердцебиение».
За два года в Grand Seiko времени даром не теряли и сумели довести модель до коллекционного совершенства. В первую очередь, уменьшили диаметр прототипа механизма, чтобы он поместился в корпус 43,8 мм. Во-вторых, в новой художественной студии в токийской Гинзе был разработан и сам корпус из платины с безелем из суперпрочного титана, отполированный технике зарацу. Кроме 20 экземпляров первой лимитированной серии в 2022 году была изготовлена еще одна уникальная модель в корпусе, полностью выполненным из прочного Brilliant Hard Titanium с коричневым ремешком и золотой кареткой, которая – впервые в истории Grand Seiko – была выставлена на аукцион Phillips. Неизвестно, мечтал ли когда-либо основатель Seiko Кинтаро Хаттори приобрести лавры Авраама-Луи Бреге, но сейчас его компания безусловно стала флагманом среди турбийонов.
Вернуться назад