Пять японских турбийонов
Одной из главных сенсаций прошедшей выставки Watches&Wonders в Женеве стал Grand Seiko Kodo Constant-force Tourbillon – действительно первый турбийон в истории бренда Grand Seiko, к тому же с уникальным модулем, в котором турбийон и устройство постоянной силы расположены на одной оси. Сам механизм под названием Т0 («Т-Зеро») японская компания представила еще в сентябре 2020 года, так что коллекционеры более-менее знали, чего ожидать. Преимущества системы Grand Seiko видны невооруженным глазом. В большинстве случаев механизм постоянной силы располагается вдали от каретки турбийона. Однако в T0 крутящий момент от колесной передачи, располагающейся на одной оси с кареткой, сохраняется в пружине постоянной силы, и энергия разжимающейся пружины идет на вращение каретки, включая находящийся в ней баланс. Таким образом обеспечивается высокая точность хода механизма с турбийоном (-3/+5 сек/сутки). Весной 2022 года он нашел воплощение в новых часах, которые получили имя Kodo, что по-японски означает «сердцебиение». И действительно – в каретке турбийона находится баланс, работающий на высокой для этого усложнения частоте 28 800 пк/час, а запас хода скелетонизированного механизма составляет 72 часа. Калибр с ручным заводом заключен в корпус 43,5, выполненный из платины 950 пробы и эксклюзивного титанового сплава Brilliant Hard Titanium. Всего будет выпущено 20 экземпляров по цене 350 000 долларов.
Впрочем, это не первый турбийон, который выходит из стен мануфактур Seiko. В 2016 году состоялась премьера Fugaku Tourbillon от элитного бренда Credor, который в самой структуре Seiko считается вершиной коллекционной пирамиды. Классический турбийон с ручным заводом и балансом, работающим на частоте 21 600 пк/час находился у отметки 9 часов ультратонкого калибра 6830 высотой всего 3,98 мм. Он также был помещен в легкий титановый корпус 43 мм, а главной отличительной чертой модели была ручная эмальерная гравировка циферблата, вдохновленная гравюрой Хокусая «Большая волна в Канагеве». Лимит выпуска составил всего 8 экземпляров, а цена 446 500 франков.
На Seiko свет клином не сошелся, хотя без этой компании японское часовое искусство явно буксовало бы. Хотя бы потому что она продвигает не только собственные бренды, но и талантливых независимых мастеров. Например, в флагманском магазине Seiko в районе Гинза можно увидеть турбийоны, выпущенные японским мастером Хаздиме Асаока Первый механизм с этим усложнением мастер представил в 2011 году, с тех пор неоднократно экспериментировал (в том числе в соавторстве с известным писателем Такаси Мураками, сделав ироничный турбийон Death Takes no Bribe), а его последнее достижение – это сверхточный турбийон Hajime Asaoka Project T, выпущенный совместно с производителем аэрокосмического оборудования Yuki Precision. Механизм отличает модульная конструкция для быстрой замены турбийона и спуска, немного напоминающая систему H.Moser. Цена 80 000 долларов.
Еще один независимый мастер Масахиро Кикуно также создал свой первый турбийон в 2011 году. Это была его дипломная модель, причем, не просто турбийон, а сразу с вечным календарем. Не удивительно, что за эти часы юный мастер сразу же стал кандидатом в академики AHCI, а полноправным членом уже в 29 лет. С тех пор он больше всего прославился моделью Wadokei, основанной на традиционных японских часов вадокей, меняющих длительность часа в зависимости от сезона. Но в его арсенале также есть и классический трехстрелочный турбийон калибра Мк12 с ручным заводом в золотом корпусе, который отличается тем, что вся отделка часов и механизма произведена вручную без использования станков CNC. Цена: около 90 000 долларов.
Наконец, можно ответить на вопрос, кто же первым в Японии выпустил серийную модель с турбийоном. И это была не Seiko. Еще в 2005 году часы с турбийоном начала выпускать японская марка Kentex, основанная в 1998 году Кендзи Хасимото. Между прочим, с 2001 года марка является официальным поставщиком японского Минобороны. Сейчас в ассортименте Kentex представлены две версии турбийона – для мужчин и женщин. Цена 6600 долларов.
Вернуться назад