Неистовый Франк
За эту относительно короткую по часовым меркам историю компания пережила столько, что многим хватит на столетия и толстую книгу. Безумный восторг в 1990-х, когда именно часы Franck Muller стали символом высокого статуса и образцом реально сложной механики. Нападки «пуристов», утверждавших, что Франк Мюллер подрывает основы часового искусства. Ряд невероятных концептов, полностью изменивших представление о возможностях традиционной механики. Полосы затишья, когда многие решали, что время Franck Muller прошло. И триумфальные возвращения с новыми рекордными концептами и сумасшедшими идеями. Факт в том, что именно Франк Мюллер своим примером научил дерзких молодых мастеров делать то, что сегодня украшает все часовые журналы и блоги. А в начале девяностых он был такой один. Амбициозный мастер с традиционной карьерой: часовая школа в Женеве, несколько лет, проведенных в реставрационной мастерской, известность в качестве специалиста по самым сложным часам Patek Philippe, наконец, первые собственные наручные часы с турбийоном, созданные в 1984 году. И так бы он и пошел по скромному пути мастера-кабинотье, одиноко сидящего в своем горном ателье, если бы в 1991 году не встретил предпринимателя Вартана Сирмейкеса, который увидел огромный потенциал в его идеях. Причем, идеи эти касались не только самой механики, но и дизайна. Самое первое изобретение, сразу же принесшее славу бренду Franck Muller – это знаменитый корпус Cintree Curveux в форме изогнутой «бочки», дополненный циферблатом с характерной эффектной разметкой. Уже тогда Франк Мюллер поразил всех (а кого-то и возмутил), рассказав, что, создавая часы, он ориентируется не на механизм, а на дизайн. То есть вначале придумывает как они должны выглядеть, а уже только потом проектирует механизм с соответствующими функциями и индикаторами. Это сейчас любой инженер на швейцарской мануфактуре, начиная новую модель, сразу же создает ее 3D-макет в специальной программе. А четверть века назад надо было обладать собственным трехмерным воображением. Впрочем, с усложнениями у Franck Muller с самого начала был полный порядок. Уже в 1993 году, через год после открытия мануфактуры Watchland, бренд представил первую абсолютную мировую премьеру – часы с минутным репетиром, вечным календарем и сплит-хронографом, а также термометром, показывающими температуру внутри корпуса. С тех пор регулярная презентация именно «мировых премьер» стала фирменным стилем Franck Muller. Поклонники постоянно ждали от мастера чего-то невиданного и мастер не разочаровывал.
Причем вскоре Мюллер доказал, что он не просто мастер сложных часов, но и настоящий мастер красивой презентации сложных часов. Последнее относится не только к дизайну, но и тому, как Franck Muller представляет публике свои новые модели. В компании уверены, что уникальные часы достойны специально организованной премьеры. Поэтому в 1998 году Franck Muller отказался от участия в женевском часовом салоне SIHH и стал устраивать собственный показ на вилле Жанто, назвав выставку без ложной скромности Мировая Премьера Haute Horlogerie (WPHH).
Начало нового тысячелетия бренд Franck Muller встретил не просто новыми премьерами, а настоящими мировыми рекордами. Одна за другой последовали конструкции, расширяющие границы часовой механики за рамки традиционной плоскости: «парящий» Tourbillon Imperial, двухосный Tourbillon Revolution 2, наконец, трехосный Tourbillon Revolution 3… Надо сказать, что еще в 2002 году, когда когда сам Франк Мюллер постепенно стал отходить он непосредственного конструирования механизмов, отдел исследований и разработок мануфактуры Watchland возглавил 67-летний Пьер-Мишель Голэ. Несмотря на столь почтенный возраст, этот был опытнейший инженер, в послужном списке которого значились часы для Patek Philippe и Audemars Piguet, и он с невероятным воодушевлением и азартом взялся за работу над серией новых сверхсложных механизмов. Результатом стала представленная в 2009 году до сих пор непревзойденная премьера Aeternitas Mega 4 – самых сложных наручных часов из когда-либо созданных человеком. На этот раз корпус Cintree Curveux собрал в себе 36 усложнений, включая «парящий» турбийон, сплит-хронограф, Вестминстерский карийон и вечный календарь, который не потребует корректировки даже в 2100 году, когда придется вручную переводить большинство классических «вечников».
Впрочем, даже после этого Franck Muller не стал почивать на лаврах, продолжая атаковать границы реальности. Были представлены рекордный по размерам Giga Tourbillon и сверхбыстрый Tourbillon Rapide, совершающий оборот за 5 секунд. Между прочим, среди изобретения Мюллера были не только сверхсложные, но и очень философские модули. Достаточно вспомнить его легендарный Crazy Hours, представленный в 2003 году. Сам Мюллер рассказывал, что идея часов пришла ему в голову, гда он отдыхал на острове Маврикий. Не хотелось наблюдать за неумолимым бегом стрелки, а хотелось, чтобы смена часов «работы» и «отдыха» напоминала неожиданный сюрприз. Кстати, в этом году в рамках юбилейной коллекции выпущена специальная серия Crazy Hours в розовом золоте с синим и красным циферблатом, а также с фирменными разноцветными цифрами.
А в 2014 году и в дизайне Franck Muller произошла знаковая революция: на смену слегка устаревшим формам Cintree Curveux в качестве флагмана пришла новая концепция Vanguard – более спортивная и динамичная интерпретация «бочки» с активным использованием современных материалов, таких как титан и карбон. А в 2022 году уже на основе Vanguard появилась новая коллекция Krypton Racing Skeleton, вдохновленная миром автогонок и оснащенная хронографом и «большой датой». Пока что Franck Muller успешно удается поспевать в ногу со временем.
Вернуться назад