Крутить или встряхивать – какой подзавод лучше?
Часовой механизм – это идеально продуманная система, которая может служить практически вечно. Единственное его слабое место заключается в том, что он не может работать совсем без участия человека.
Patek Philippe Calatrava Clous de Paris 6119 с ручным заводом
Как и в любом механизме, тут необходим «мотор», являющийся источником энергии для работы колесной передачи с регулятора. В карманных и наручных часах таким мотором служит заводной барабан с пружиной. По мере раскручивания пружины в барабане сила завода снижается, пока, наконец, часы совсем не останавливаются. Тут и требуется вмешательство человека, который с помощью специального ключа или заводной головки вновь взведет пружину.
Тут вроде бы нет ничего сложного, если бы не два обстоятельства. Первое – человеку свойственна забывчивость. Не каждый может заставить себя регулярно заводить часы, особенно, если их несколько. Кроме того, постоянное приложение механической силы к системе завода способствует ее износу. Например, в современной часовой механике для полного завода пружины надо произвести около 50 поворотов головки. От такого напряжения со временем заводной вал стачивается и ломается.
Не удивительно, что уже в XVIII веке часовщики задумались о том, как бы обеспечить работу механизма хотя бы без деятельного участия владельца. В 1770-е годы один из учеников Абрахама-Луи Бреге – Абрахам-Луи Перле произвел расчеты, как с помощью кинетической энергии груза, прикрепленного к барабану, регулярно подзаводить пружину. На основании этих расчетов в 1780 году Бреге выпустил первые часы с автоподзаводом. Они, естественно, были карманным и большую часть времени находились в статичном положении – владельцу надо было очень активно двигаться, чтобы эффективно заводить механизм. Куда проще было все-таки достать часы из кармана и завести вручную. Настоящую популярность часы с автоматическим заводом получили только в 1920-е годы, когда хронометры переместились из кармана на запястье. Руками человек двигает все время, поэтому, если он носит часы постоянно, то действительно может больше не нуждаться в ручном заводе. Как оказалось, кроме снижения нагрузки на заводную головку, часы с автоподзаводом решали и еще одну актуальную проблему ХХ века – герметичности корпуса. Теперь в спортивных часах можно было плотно ввинтить головку в корпус и пользоваться ей только для перевода индикации.
Montblanc Star Legacy Metamorphosis Limited Edition 8 с ручным заводом
Наконец, с появлением специальных шкатулок для подзавода (watch-winder) стало возможно поддерживать работу автоматических часов и не во время носки. Это очень актуально для сложных моделей с вечным календарем или астрономическими функциями, которые в случае остановки механизма потребуют новой настройки всех индикаций.
Chopard L.U.C Perpetual Chrono c ручным заводом
Очевидно, что для современной жизни часы с автоматическим заводом являются лучшим и практичным решением. Однако есть примеры, когда предпочтение по-прежнему отдается ручному заводу. В первую очередь это ультратонкие часы класса Black Tie: производители предпочитают отказаться от массивного ротора ради уменьшения толщины механизма. Также ручным заводом чаще оснащают минутные репетиры (опять же, чтобы сохранить элегантные пропорции корпуса и избежать вибраций от ротора) и механизмы скелетонов, потому что ротор мешает любоваться красотой отделки ажурных мостов.
Вернуться назад