Герой с тысячью лиц
Этой осенью исполнилось пять лет с тех пор, как ушел из жизни Роже Дюбуи – основатель одноименного бренда и один из самых авторитетных часовщиков нашего времени. При этом, его главное детище – мануфактура Roger Dubuis – ярко выделяется на фоне современников уже хотя бы тем, что почти за тридцать лет своего существования сумела пережить множество катаклизмов и примерить столько сценариев, что хватило бы на полноценный сериал о закулисье швейцарского часового искусства. Рождение в эпоху кварцевого кризиса; первый расцвет; уход основателя; смена нескольких владельцев и концепции; возвращение основателя; изменение концепции. Но, кажется, Roger Dubuis все нипочем. Возможно, именно такая лабильность позволяет марке легче других подстраиваться под обстоятельства и все еще искать свой новый стиль.
Роже Дюбуи
Первая глава истории компании тесно связана с историей самого Роже Дюбуи, которая довольно хрестоматийно. Мастер начинал карьеру в величайшей кузнице кадров часовых усложнений – на Patek Philippe, и, как многие его коллеги, в 1970-х пришел к выводу, что хочет создавать собственные механизмы. Так, в 1980-х он познакомился с другой восходящей звездой часовой отрасли, Жаном-Марком Видеррехтом, только открывшим свое ателье Agenhor. Вместе они придумали и запатентовали модуль, объединяющий вечный календарь и ретроградную индикацию, а затем продали этот механизм нью-йоркскому дому Harry Winston. Модель Harry Winston Bi-Retro Perpetual Calendar была представлена в 1989 году в Базеле и вызвала настоящий фурор – о чем стоит помнить тем, кто считает, что Harry Winston не занимался сложными часами до Бюссера.
Карлос Диас Наконец, в 1995 году Дюбуи, объединившись с бывшим дизайнером Franck Muller Карлосом Диасом, открыл собственную компанию Roger Dubuis, которую возглавлял почти десять лет. Собственно, вначале Дюбуи и Диас дополняли друг друга, но затем их различия стали кардинальными. Роже Дюбуи мечтал видеть в своем бренде рафинированную классику с «Женевским клеймом» - такой элитный Patek Philippe. Тогда как Диас предпочитал работать над художественной подачей.
Sympathy Perpetual Calendar Bi-Retro
Эту разницу отчетливо можно увидеть в двух первых коллекциях бренда: Hommage в классическом круглом корпусе, отдающем дань 1950-м, и Sympathy – часы в корпусе сложной формы с изгибами ар-деко и изысканными шрифтами индикации. Наконец в 2004 году 64-летний Дюбуи решил, что пора уйти на заслуженный отдых, оставив бренд компаньону. Тут начинается второй этап истории Roger Dubuis, который многие до сих пор вспоминают с ностальгией. Оставшись один, эпатажный художник Карлос Диас развернулся во всю ширь. Часы Roger Dubuis того времени некоторых клиентов шокировали (достаточно вспомнить корпус в виде католического креста модели Follow Me и браслеты с шипами), но эти модели точно нельзя было назвать ординарными. Кроме того, Диас стал дополнять часовой ассортимент яркими ювелирными изделиями. Ему почти удалось соединить высокую механику с Lifestile – хотя у Roger Dubuis еще не было такой репутации и верного круга клиентов, как у Bvlgari или Cartier, но уже был узнаваемый стиль.
Follow Me
Карлос Диас был великолепным дизайнером и маркетологом (в 2003 году доход его компании сравнялся с Franck Muller), но его подвели излишние амбиции. Еще в 2001 году он приобрел огромную фабрику в пригороде Женевы, в которую инвестировал 150 миллионов франков, чтобы превратить ее в производство полного цикла с собственными мануфактурными калибрами. Чтобы компенсировать расходы, Диас наращивал производство, многие механизмы были еще не «обкатаны», поэтому часто ломались, клиенты стали жаловаться, в результате к 2008 году Manufacture Roger Duduis оказалась в огромных долгах – и Диас задумался о продаже. Покупатель нашелся сразу, это был концерн Richemont. Долю 60% Карлоса Диаса он выкупил за те же 150 миллионов франков (остальные 40% у сирийского инвестора бренда были приобретены чуть позже). Диас поначалу выражал надежду, что может остаться главным дизайнером марки, но у руководства Richemont были другие планы: большую часть оборудования фабрики и базовых калибров изъять в пользу Cartier, которая как раз строила собственную могучую мануфактуру в Ла-Шо-де-Фоне, а на остатки еще продаваемых моделей Roger Dubuis пригласить разумный менеджмент из IWC.
Жан-Марк Понтруэ
Карлос Диас забрал свои деньги и занялся производством вин в Португалии, а в истории Roger Dubuis наступил опять совершенно новый этап. Он начался, когда в 2012 году мануфактуру возглавил Жан-Марк Понтруэ, пришедший из Montblanc. Новый босс сразу избавился от многих балластных коллекций, а в основу бренда поставил линию Excalibur и механизм Double Tourbillon, впервые представленные в 2005 году. Больше не было ни элегантности 50-х, ни изыска ар-деко. Согласно новой доктрине, Roger Dubuis представлял массивные брутальные шайбы, в которых все лихо крутилось.
Excalibur Double Tourbillon
Уже в 2013 бренд представил новую программную модель Roger Dubuis Excalibur Quatuor с 4-мя балансами. Излишество – но зато какое эффектное. Также Понтруэ придумал развивать мифологию «артурианы», исходя из названия Excalibur – в том же году вышла первая лимитированная серия «Круглого стола» с миниатюрными скульптурами рыцарей. Интересно, что поначалу была предпринята некая попытка «возврата к корням». В компанию вновь был приглашен сам Роже Дюбуи – правда, в качестве технического консультанта и «лица бренда», с его подачи ненадолго была возвращена даже серия Hommage, представлявшая более-менее классические модели. В 2017 году Роже Дюбуи скончался, а Жан-Марк Понтруэ пошел на повышение – он возглавил Panerai, сменив на этом посту непотопляемого долгие годы Анджело Бонатти.
премьеры 2022 года: Excalibur Knights of the Round Table и Excalibur Spider Huracan Monobalancier Последние пять лет Roger Dubuis успешно эксплуатирует идеи Понтруэ: связки турбийонов в Excalibur, рыцарей Круглого стала и сотрудничество с Lamborghini и Pirelli. Но, судя по последним релизам 2022 года, марке вновь не помешали бы свежие решения.
Вернуться назад